Формирование понятий происходит следующим образом:
Анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
Например, морфологический разбор глагола.
Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
Например: сборка пазла
Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Например, мяч : существенными признаками является форма и возможность использования его в различных играх.
Примеры на сравнение
К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности.
В науке сравнение позволяет выявить сходства и различия сопоставляемых предметов.
Так, в учебнике биологии приводятся такие сравнения: «Тело медузы студенистое, похоже на зонтик»; «Цветок гороха напоминает сидящего мотылька».
Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме, образно выразить это сходство.
Пример:
«Как конь попоною, одет рояль, забытый» И.Анненский
«Их лепестки трехгранные – как крылья, как белый шелк» И. Северянин о маргаритках
«Дышала трава, точно шкура вспотевшего льва» Н. Гумилев
Художественное сравнение часто включает в свой состав слова: «как», «как будто», «словно» и др.:
«Ночные бабочки, как тени, с крыльями жемчужной белизны»
Абстрагирование – это мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.
Например, для дуба и березы существенные признаки: цвет и форма ствола, цвет и форма листьев; а несущественные признаки: возраст, высота, месторасположение.
Обобщение – мысленное объединение однородных объектов. Совокупность объектов, выделенных по какому-то признаку, называют классом.
Например:
Класс ХВОЙНЫЕ
Название происходит от слова «хвоя», которым обычно обозначают игловидные листья у таких представителей, как сосна, ель или пихта.
Содержание понятия – это все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.
Объем понятия
Также понятие характеризуется своим объемом. Объем – множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия.
Так, например, множество букв русского алфавита представляет собой конечное множество. Множество целых чисел – бесконечное множество. Также возможно пустое множество, например, множество отличников в классе, где нет отличников.
Единичное и общее понятия
Понятие может быть единичным и общим.
Единичное понятие – это конкретный объект, тот самый, о котором идет речь.
Например, первый космонавт в мире – Юрий Гагарин , писатель – Лев Толстой.
Общее понятие – это множество однородных объектов, которое называют классом объектов.
Ошибки, возможные в определении
1. Определение должно быть соразмерным, то есть объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия.
Например, в определении «Бочка – сосуд для хранения жидкости». С одной стороны, таким сосудом может быть и ведро, и чайник; с другой стороны, бочка пригодна для хранения и твердых тел, а не только жидкостей.
2. Определение должно быть четким, ясным. Определения понятий должны быть свободны от двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями.
3. Определение не должно содержать круга. Круг возникает тогда, когда определяемое понятие и определяющее понятие определяются одно через другое. Такие определения носят название тавтологии.
Вопросы:
1. С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности?
2. Какие признаки считаются существенными?
3. Чем отличается реально существующий объект от понятия?
Источник:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Кристина Симакова