Образование понятий.

Образование понятий.
Образование понятий.

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Образование понятий». В ходе урока вы получите представление о том, что такое объект, его признаки. Рассмотрите процесс формирования понятий. Узнаете ответ на вопрос, что такое анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

На дан­ном уроке будут рас­смот­ре­ны сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1.      Что такое объ­ект?

2.      Какие бы­ва­ют при­зна­ки объ­ек­та?

3.      Что такое по­ня­тие?

4.      Что такое ана­лиз, син­тез, срав­не­ние, аб­стра­ги­ро­ва­ние и обоб­ще­ние?

5.      Чем ха­рак­те­ри­зу­ет­ся по­ня­тие?

На страницу урока →

Фор­ми­ро­ва­ние по­ня­тий про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

Основные понятия

Ана­лиз – это мыс­лен­ное раз­де­ле­ние объ­ек­та на со­став­ные части или вы­де­ле­ние при­зна­ков объ­ек­та.

На­при­мер, мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла.

Син­тез – это мыс­лен­ное со­еди­не­ние в еди­ное целое ча­стей объ­ек­та или его при­зна­ков, по­лу­чен­ных в про­цес­се ана­ли­за.

Например: сборка пазла

Срав­не­ние – мыс­лен­ное уста­нов­ле­ние сход­ства или раз­ли­чия объ­ек­тов по су­ще­ствен­ным или несу­ще­ствен­ным при­зна­кам.

На­при­мер, мяч : су­ще­ствен­ны­ми при­зна­ка­ми яв­ля­ет­ся форма и воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния его в раз­лич­ных играх.

 

При­ме­ры на срав­не­ние

 

К срав­не­нию при­бе­га­ют как на уровне на­уч­но­го по­зна­ния, так и на уровне ху­до­же­ствен­но­го отоб­ра­же­ния дей­стви­тель­но­сти.

В науке срав­не­ние поз­во­ля­ет вы­явить сход­ства и раз­ли­чия со­по­став­ля­е­мых пред­ме­тов.

Так, в учеб­ни­ке био­ло­гии при­во­дят­ся такие срав­не­ния: «Тело ме­ду­зы сту­де­ни­стое, по­хо­же на зон­тик»; «Цве­ток го­ро­ха на­по­ми­на­ет си­дя­ще­го мо­тыль­ка».

Срав­не­ние на уровне ху­до­же­ствен­но­го отоб­ра­же­ния дей­стви­тель­но­сти поз­во­ля­ет под­ме­тить общее, сход­ное в двух пред­ме­тах и в яркой форме, об­раз­но вы­ра­зить это сход­ство.

При­мер:

«Как конь по­по­ною, одет рояль, за­бы­тый» И.Ан­нен­ский

«Их ле­пест­ки трех­гран­ные – как кры­лья, как белый шелк» И. Се­ве­ря­нин о мар­га­рит­ках

«Ды­ша­ла трава, точно шкура вспо­тев­ше­го льва» Н. Гу­ми­лев

 

Ху­до­же­ствен­ное срав­не­ние часто вклю­ча­ет в свой со­став слова: «как», «как будто», «слов­но» и др.:

«Ноч­ные ба­боч­ки, как тени, с кры­лья­ми жем­чуж­ной бе­лиз­ны»

Аб­стра­ги­ро­ва­ние – это мыс­лен­ное вы­де­ле­ние одних при­зна­ков объ­ек­та и от­вле­че­ние от дру­гих.

На­при­мер, для дуба и бе­ре­зы су­ще­ствен­ные при­зна­ки: цвет и форма ство­ла, цвет и форма ли­стьев; а несу­ще­ствен­ные при­зна­ки: воз­раст, вы­со­та, ме­сто­рас­по­ло­же­ние.

Обоб­ще­ние – мыс­лен­ное объ­еди­не­ние од­но­род­ных объ­ек­тов. Со­во­куп­ность объ­ек­тов, вы­де­лен­ных по ка­ко­му-то при­зна­ку, на­зы­ва­ют клас­сом.

 

На­при­мер:

Класс ХВОЙ­НЫЕ

На­зва­ние про­ис­хо­дит от слова «хвоя», ко­то­рым обыч­но обо­зна­ча­ют иг­ло­вид­ные ли­стья у таких пред­ста­ви­те­лей, как сосна, ель или пихта.

Со­дер­жа­ние по­ня­тия – это все су­ще­ствен­ные при­зна­ки объ­ек­та или клас­са объ­ек­тов, от­ра­жен­ные в по­ня­тии.

Объем по­ня­тия

 

Также по­ня­тие ха­рак­те­ри­зу­ет­ся своим объ­е­мом. Объем – мно­же­ство объ­ек­тов, каж­до­му из ко­то­рых при­су­щи при­зна­ки, со­став­ля­ю­щие со­дер­жа­ние по­ня­тия.

Так, на­при­мер, мно­же­ство букв рус­ско­го ал­фа­ви­та пред­став­ля­ет собой ко­неч­ное мно­же­ство. Мно­же­ство целых чисел – бес­ко­неч­ное мно­же­ство. Также воз­мож­но пу­стое мно­же­ство, на­при­мер, мно­же­ство от­лич­ни­ков в клас­се, где нет от­лич­ни­ков.

Еди­нич­ное и общее по­ня­тия

 

По­ня­тие может быть еди­нич­ным и общим.

Еди­нич­ное по­ня­тие – это кон­крет­ный объ­ект, тот самый, о ко­то­ром идет речь.

На­при­мер, пер­вый кос­мо­навт в мире – Юрий Га­га­рин , пи­са­тель – Лев Тол­стой.

              

Общее по­ня­тие – это мно­же­ство од­но­род­ных объ­ек­тов, ко­то­рое на­зы­ва­ют клас­сом объ­ек­тов.

Ошиб­ки, воз­мож­ные в опре­де­ле­нии

1.      Опре­де­ле­ние долж­но быть со­раз­мер­ным, то есть объем опре­де­ля­ю­ще­го по­ня­тия дол­жен быть равен объ­е­му опре­де­ля­е­мо­го по­ня­тия.

На­при­мер, в опре­де­ле­нии «Бочка – сосуд для хра­не­ния жид­ко­сти». С одной сто­ро­ны, таким со­су­дом может быть и ведро, и чай­ник; с дру­гой сто­ро­ны, бочка при­год­на для хра­не­ния и твер­дых тел, а не толь­ко жид­ко­стей.

2.      Опре­де­ле­ние долж­но быть чет­ким, ясным. Опре­де­ле­ния по­ня­тий долж­ны быть сво­бод­ны от дву­смыс­лен­но­сти; не до­пус­ка­ет­ся под­ме­на их ме­та­фо­ра­ми, срав­не­ни­я­ми.

3.      Опре­де­ле­ние не долж­но со­дер­жать круга. Круг воз­ни­ка­ет тогда, когда опре­де­ля­е­мое по­ня­тие и опре­де­ля­ю­щее по­ня­тие опре­де­ля­ют­ся одно через дру­гое. Такие опре­де­ле­ния носят на­зва­ние тав­то­ло­гии.

Вопросы:

1. С по­мо­щью чего можно опи­сать любой объ­ект ре­аль­ной дей­стви­тель­но­сти?

2. Какие при­зна­ки счи­та­ют­ся су­ще­ствен­ны­ми?

3.      Чем от­ли­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щий объ­ект от по­ня­тия?

Источник:

Бо­со­ва Л.Л. Ин­фор­ма­ти­ка и ИКТ: Учеб­ник для 6 клас­са. – М.: БИНОМ. Ла­бо­ра­то­рия зна­ний, 2012

 

 

Опубликовано: 17.12.2017 г.