«Никогда не разговаривайте с неизвестными» именно так называется первая глава всемирноизвестного романа «Мастер и Маргарита. Почему именно такое название и каков её смысл, давайте разбираться…
Цели: показать гуманистическую направленность романа, выявить идею написания произведения.
Задачи:
- Показать взаимосвязь трех героев романа: Иешуа, Понтия Пилата, Воланда.
- Раскрыть границы власти и деятельности этих персонажей.
- Выявить идею создания данных героев.
- Показать взаимосвязь нравственных критериев (доброты, истины, справедливости, милосердия, гуманности) и власти, силы.
- Раскрыть политико-социальные и нравственные аспекты жизни людей во взаимосвязи с героями романа
- Подвести к осмыслению главного конфликта романа: личность и власть.
- Способствовать воспитанию нравственной личности.
- Проследить утверждение писателем человеческих ценностей.
Методическая цель.
Показать применение технологии развития критического мышления с применением дифференцированной исследовательской деятельности во время практических заданий.
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.»
«Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой – то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему – то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.»
«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью.»
Итак, Понтий Пилат, Воланд, Иешуа. 3 личности, 3 вершителя судеб, 3 человека со своей правдой, философией, жизнью.
— Кто из них вымысел, а кто реальность?
— Как они связаны между собой?
— Каковы границы их власти на страницах романа?
— Что в центре этого треугольника?
— И почему Булгаков выбрал таких героев, которые не относятся ко времени его жизни?
Это вопросы, на которые нам предстоит ответить, и создать кластер, объединяющий данных героев.
Попробуем сначала ответить на вопрос: Кто из них является исторической личностью, а кто вымысел? И чей это вымысел?
— Итак, Понтий Пилат.
Следующий герой – Иешуа. Надо сказать, что так израилетяне называли Иисуса.
— Кто же такой Воланд?
— Мы выяснили источник происхождения героев Булгакова. Теперь попробуем выяснить, как они взаимосвязаны между собой. Обратимся к роману.
— Кто из героев первым появляется на страницах книги?
— Что утверждает Воланд, беседуя с Бездомным и Берлиозом?
Давайте посмотрим этот эпизод.
— Обратимся к тексту (глава 2) и выполним задание по группам.
1 группа. Выпишите суждения Иешуа и Пилата о власти и истине и сопоставьте их.
2 группа. Чего боятся Иешуа и Пилат?
3 группа. Каковы символы этого эпизода и о чем они говорят?
Итак, у первой группы должно было получится следующее:
|
ИЕШУА |
ПИЛАТ |
ВЛАСТЬ |
«Всякая власть является насилием» |
«На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей, чем власть императора» |
ИСТИНА |
«Человек перейдет в царство истины и справедливости» |
«Царство истины никогда не настанет» |
Иешуа выступает против всяческого угнетения личности. Он свободен от предрассудков и установок, от рамок государственной системы.
Теперь вторая группа:
ИЕШУА |
ПИЛАТ |
- И. боится, что его казнят.
- «У меня предчувствие, что с Иудой случится несчастье», т.е. даже в трудную минуту Иешуа думает о других – добродетель.
|
«Или ты думаешь, что я готов занять твое место?» |
Пилат боится потерять власть, а Иешуа – потерять жизнь.
— Каким образом Понтий Пилат добился власти, своей должности? (Заслужил, в т.ч. в боях, т.е. жестокостью.)
— В чем суть власти Иешуа? (Владеет умами и сердцами людей.)
— Как Иешуа добивается этого? (Силой убеждения.)
— Значит, и понятие силы у них разное. Что значит сила для Пилата? (Физическая.)
— Для Иешуа? (Сила слов, эмоций, души, т.е. нравственная.)
И под конец третья группа:
- «Ненавистный город», «руки потер, как бы обмывая их».
- Эпизод с появлением ласточки.
Вывод. Воланд говорит правду и совершает благообразные поступки.
— Чего хотела добиться свита Князя тьмы в Варьете? (Разоблачить пороки общества.)
— А на самом деле, кто этого хотел? Чьи слова, поступки, взгляды на жизнь стоят за Воландом? (Булгакова.)
— Чего хотел добиться Булгаков, говоря об этом? (Автор хотел достучаться до человеческих сердец. Воланд – это лишь символ. Булгаков хотел показать истинное лицо страны 30-хгг 20века. Раскрыть человеческую сущность и мотивы их поступков.)
— Что же мы запишем в кластер? (ИСТИНА МИЛОСЕРДИЯ, ЧЕСТНОСТИ под именем Воланд.)
Воланд пришел на Землю не казнить и миловать, а сказать правду, что надо жить и ценить милосердие и взаимопомощь.
Рефлексия.
— Вернемся к целям урока.
— Что же объединяет Пилата, Иешуа, Воланда? (Иешуа – это добро и справедливость, Пилат – это закон, Воланд – честность жизни, а вместе – ГУМАНИЗМ, ИСТИНА ЖИЗНИ.)
Запишем это в кластер (в центре кластера записывается идея произведения).
— Посмотрите в толковом словаре Ожегова, что означает слово ГУМАНИЗМ. (Человечность в общественной деятельности и в отношении к людям.)
Значит, Булгаков на страницах романа задается вопросами: что есть доброта и справедливость? Какими должны быть власть и сила и в рамках чего действовать? По отношению к кому должны проявлять люди милосердие и гуманность?
— Почему именно эти вопросы задает Булгаков?
Писатель жил в тоталитарном государстве, где все эти добродетели попирались. И он хотел достучаться до сердец людских. «Мастер и Маргарита» – это роман-миф. Но это было для писателя единственным способом художественного противопоставления языческого варварства и христианского гуманизма.
Домашнее задание.
Мы создали кластер, направленный к идее романа, мы искали взаимосвязь между 3 героями романа. Но эти герои связаны с другими персонажами книги не менее значимыми проблемами. Какими? Вот над этим вам и предстоит подумать дома и составить по своим ответам кластер.
На страницу урока →
«Никогда не разговаривайте с неизвестными» именно так называется первая глава всемирноизвестного романа «Мастер и Маргарита. Почему именно такое название и каков её смысл, давайте разбираться…
Цели: показать гуманистическую направленность романа, выявить идею написания произведения.
Задачи:
- Показать взаимосвязь трех героев романа: Иешуа, Понтия Пилата, Воланда.
- Раскрыть границы власти и деятельности этих персонажей.
- Выявить идею создания данных героев.
- Показать взаимосвязь нравственных критериев (доброты, истины, справедливости, милосердия, гуманности) и власти, силы.
- Раскрыть политико-социальные и нравственные аспекты жизни людей во взаимосвязи с героями романа
- Подвести к осмыслению главного конфликта романа: личность и власть.
- Способствовать воспитанию нравственной личности.
- Проследить утверждение писателем человеческих ценностей.
Методическая цель.
Показать применение технологии развития критического мышления с применением дифференцированной исследовательской деятельности во время практических заданий.
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.»
«Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой – то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему – то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.»
«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью.»
Итак, Понтий Пилат, Воланд, Иешуа. 3 личности, 3 вершителя судеб, 3 человека со своей правдой, философией, жизнью.
— Кто из них вымысел, а кто реальность?
— Как они связаны между собой?
— Каковы границы их власти на страницах романа?
— Что в центре этого треугольника?
— И почему Булгаков выбрал таких героев, которые не относятся ко времени его жизни?
Это вопросы, на которые нам предстоит ответить, и создать кластер, объединяющий данных героев.
Попробуем сначала ответить на вопрос: Кто из них является исторической личностью, а кто вымысел? И чей это вымысел?
— Итак, Понтий Пилат.
Следующий герой – Иешуа. Надо сказать, что так израилетяне называли Иисуса.
— Кто же такой Воланд?
— Мы выяснили источник происхождения героев Булгакова. Теперь попробуем выяснить, как они взаимосвязаны между собой. Обратимся к роману.
— Кто из героев первым появляется на страницах книги?
— Что утверждает Воланд, беседуя с Бездомным и Берлиозом?
Давайте посмотрим этот эпизод.
— Обратимся к тексту (глава 2) и выполним задание по группам.
1 группа. Выпишите суждения Иешуа и Пилата о власти и истине и сопоставьте их.
2 группа. Чего боятся Иешуа и Пилат?
3 группа. Каковы символы этого эпизода и о чем они говорят?
Итак, у первой группы должно было получится следующее:
|
ИЕШУА |
ПИЛАТ |
ВЛАСТЬ |
«Всякая власть является насилием» |
«На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей, чем власть императора» |
ИСТИНА |
«Человек перейдет в царство истины и справедливости» |
«Царство истины никогда не настанет» |
Иешуа выступает против всяческого угнетения личности. Он свободен от предрассудков и установок, от рамок государственной системы.
Теперь вторая группа:
ИЕШУА |
ПИЛАТ |
- И. боится, что его казнят.
- «У меня предчувствие, что с Иудой случится несчастье», т.е. даже в трудную минуту Иешуа думает о других – добродетель.
|
«Или ты думаешь, что я готов занять твое место?» |
Пилат боится потерять власть, а Иешуа – потерять жизнь.
— Каким образом Понтий Пилат добился власти, своей должности? (Заслужил, в т.ч. в боях, т.е. жестокостью.)
— В чем суть власти Иешуа? (Владеет умами и сердцами людей.)
— Как Иешуа добивается этого? (Силой убеждения.)
— Значит, и понятие силы у них разное. Что значит сила для Пилата? (Физическая.)
— Для Иешуа? (Сила слов, эмоций, души, т.е. нравственная.)
И под конец третья группа:
- «Ненавистный город», «руки потер, как бы обмывая их».
- Эпизод с появлением ласточки.
Вывод. Воланд говорит правду и совершает благообразные поступки.
— Чего хотела добиться свита Князя тьмы в Варьете? (Разоблачить пороки общества.)
— А на самом деле, кто этого хотел? Чьи слова, поступки, взгляды на жизнь стоят за Воландом? (Булгакова.)
— Чего хотел добиться Булгаков, говоря об этом? (Автор хотел достучаться до человеческих сердец. Воланд – это лишь символ. Булгаков хотел показать истинное лицо страны 30-хгг 20века. Раскрыть человеческую сущность и мотивы их поступков.)
— Что же мы запишем в кластер? (ИСТИНА МИЛОСЕРДИЯ, ЧЕСТНОСТИ под именем Воланд.)
Воланд пришел на Землю не казнить и миловать, а сказать правду, что надо жить и ценить милосердие и взаимопомощь.
Рефлексия.
— Вернемся к целям урока.
— Что же объединяет Пилата, Иешуа, Воланда? (Иешуа – это добро и справедливость, Пилат – это закон, Воланд – честность жизни, а вместе – ГУМАНИЗМ, ИСТИНА ЖИЗНИ.)
Запишем это в кластер (в центре кластера записывается идея произведения).
— Посмотрите в толковом словаре Ожегова, что означает слово ГУМАНИЗМ. (Человечность в общественной деятельности и в отношении к людям.)
Значит, Булгаков на страницах романа задается вопросами: что есть доброта и справедливость? Какими должны быть власть и сила и в рамках чего действовать? По отношению к кому должны проявлять люди милосердие и гуманность?
— Почему именно эти вопросы задает Булгаков?
Писатель жил в тоталитарном государстве, где все эти добродетели попирались. И он хотел достучаться до сердец людских. «Мастер и Маргарита» – это роман-миф. Но это было для писателя единственным способом художественного противопоставления языческого варварства и христианского гуманизма.
Домашнее задание.
Мы создали кластер, направленный к идее романа, мы искали взаимосвязь между 3 героями романа. Но эти герои связаны с другими персонажами книги не менее значимыми проблемами. Какими? Вот над этим вам и предстоит подумать дома и составить по своим ответам кластер.
Наталия Лукина