Алфавит языка Pascal
Алфавит стандартного языка Паскаль содержит следующие символы:
— 26 букв латинского алфавита
— арабские цифры
— 32 буквы русского алфавита
— специальные символы + — * / : , < > = . ‘ ; () [ ] {}
Русскими буквами поясняется текст в какой-либо конструкции языка Паскаль.
PROGRAM PR1;
CONST PI=3.14;
VAR R:REAL; {радиус шара}
V: REAL; {объем шара}
BEGIN…
Разделы языка Pascal
Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов:
PROGRAM <имя>;
<Раздел переменных>
BEGIN
<Раздел операторов>
END.
Заголовок содержит служебное слово PROGRAM, имя программы, задаваемое программистом. Заканчивается заголовок символом « ; ».
Типы данных
ЦЕЛЫЕ ТИПЫ |
||
НАЗВАНИЕ |
Длина, байт |
Диапазон значений |
Byte |
1 |
0…255 |
ShortInt |
1 |
-128…+127 |
Word |
2 |
0…65535 |
Integer |
2 |
-32768…+32767 |
LongInt |
4 |
-2 147 483 648…+2 147 483 647 |
ЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ |
|||
Название |
Длина, Байт |
OS |
Значение |
BOOLEAN |
1 |
Linux, DOS |
False, True |
BYTEBOOL |
1 |
Совместим с С |
False, True |
WORDBOOL |
2 |
Win |
False, True |
LONGBOOL |
4 |
Win |
False, True |
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ТИПЫ |
|||
Длина, байт |
Название |
Количество значащих цифр |
Диапазон десятичного порядка |
6 |
Real |
11…12 |
-39…+38 |
4 |
Single |
7…8 |
-45…+38 |
8 |
Double |
15…16 |
-324…+308 |
10 |
Extended |
19…20 |
-4951…+4932 |
8 |
comp |
19…20 |
-2*1063+1…+2*1063-1 |
Cтандартные функции
SQRT(X) — вычисляет корень квадратный из аргумента X;
SQR(X) — вычисление квадрата аргумента X;
SIN(X) — вычисляет синус аргумента X, что соответствует арифметической записи sin x.
ABS(X) — вычисляет абсолютное значение (модуль) аргумента X, что соответствует математической записи |x|;
ORD(X) — определяет порядковый номер символа X, например, результатом выполнения операции ORD(’R’) будет число 82 (под этим номером в кодовой таблице находится символ R).
CHR(X) — определяет символ, стоящий по порядковому номеру X, например, результатом выполнения операции CHR(68) будет символ D (символ D находится в кодовой таблице под 68 номером).
PRED(X) — определяет предыдущий символ по отношению к X, например, результатом выполнения операции PRED(’N’) будет символ M.
SUCC(X) — определяет последующий символ по отношению к X, например, результатом выполнения операции SUCC(’S’) будет символ T.
Арифметические выражения в Pascal
Арифметический выражения строятся из арифметических констант, переменных, функций и операций над ними. Пример арифметического выражения:
A+B*T1/T2 — 2.3*SQRT(X).
Все данные, входящие в арифметическое выражение должны быть одного типа.
При составлении выражений следует выполнять следующие правила:
1. Записывать все составные части выражений в одну строку. В выражениях двухэтажных и более верхние и нижние индексы не допускаются.
2. Использовать скобки только одного типа — круглые. Применение фигурных и квадратных скобок в выражениях запрещается, так как они имеют особое назначение. В правильно записанном выражении число открывающихся скобок всегда должно равняться числу закрывающихся скобок. При записи сложных выражений рекомендуется всегда проверять, соблюдено ли это правило.
3. Нельзя записывать подряд два знака арифметических операций.
4. Необходимо помнить, что вычисления выполняются слева направо в соответствии со старшинством операций.
Логические выражения
Логические выражения строятся из логических данных, логических операций и операций отношений. В операциях отношения могут участвовать арифметические и логические выражения, а также символьные данные. Результатом логического выражения является значение TRUE или FALSE.
В логических выражениях принят следующий приоритет операций:
1) NOT;
2) OR;
3) <, <=, =, < >, >=, >;
Простейший ввод и вывод числовых данных
Ввод числовых данных. Для задания переменным их числовых значений можно использовать оператор присваивания, например:
A := 5;
BB := -6.143;
Для выполнения программы при различных значениях переменных предназначен оператор ввода READ.
READ (a1, a2, a3, … )
где a1, a2, a3 – переменные, которые последовательно получают вводимые значения.
Вывод данных. Для вывода данных из памяти ЭВМ на экран дисплея предназначен оператор вывода WRITE. Форма записи оператора WRITE (a1, a2, a3, … )
где a1, a2, a3 являются в простом случае либо переменными, либо строкой символов, заключенных в апострофы.
Например, оператор
WRITE (‘значение B=‘ , B)
выводит на экран дисплея строку
значение B=
а затем значение переменной B.
Для вывода целых и действительных чисел можно указывать форматы в операторе WRITE. Формат указывается через двоеточие после переменной. Для действительных чисел формат состоит из двух величин. Первая величина обозначает общее поле выводимого значения, второе — после дробной части. Общее поле включает в себя отрицательный знак числа или пробел для положительного числа, количество цифр в целой части, точку и количество цифр в дробной части.Так, вывод значения Y в соответствии с форматом WRITE (Y:5:2) означает, что на изображение всего значения Y отведено пять позиций, из них две — на дробную часть.
Примеры программирования простых задач
Вычислить объем шара V с радиусом R
PROGRAM Pr1;{вычисление объема шара} CONST PI=3.14; VAR R, V : REAL; BEGIN WRITELN (‘введите значение радиуса R:’); READ (R); V:= 4*PI*R*R*R/3; WRITELN; WRITELN (‘РЕЗУЛЬТАТ’); WRITELN (‘объем шара =‘ , V:8:3); readln END. |
Информация на экране дисплея во время выполнения программы:введите значение радиуса R: 0.2 РЕЗУЛЬТАТ объем шара= 0.033 |
Денис Дробышев