Тест по предыдущей теме:
1. Чем является информация для человека?
2. Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило ваши знания?
3. Информативны ли для вас следующие сообщения: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов» и «Термин»мультимедиа» означает объединение текста, звука, графики и видео в одном документе»? Ответ обоснуйте.
4. Какими средствами приёма сигналов из внешнего мира обладает человек?
Понятие
В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов.
Давайте дадим понятие слову «компьютер»
Компьютер — это….
Понятие
Слова-синонимы — это слова, выражающие одно и то же понятие (имеющие одинаковые значения), но звучащие различно.
Давайте приведем примеры синонимов:
Слова-омонимы — это слова, имеющие различные значения, выражающие разные понятия, но одинаково звучащие.
Давайте приведем примеры омонимов:
Как образуются понятия
Анализ — мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
Синтез — мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе.анализа.
Давайте порассуждаем: Где ребенок с картинки проводит анализ? А где синтез?
Как образуются понятия
Сравнение — мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Обобщение — мысленное объединение однородных объектов.
Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение являются основными логическими приёмами формирования понятий.
Определение понятия
Определение понятия — это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении.
Например: «Пользователь» — видовое, понятие «человек» — родовое, «применяющий компьютер для получения информации или решения задачи» — видовое отличие.
Давайте приведем свои примеры:
САМОЕ ГЛАВНОЕ
В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов.
Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение являются основными логическими приемами формирования понятий.
Определение понятия — это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении. Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим, а все вместе — достаточны для установления данного понятия.
!Домашнее задание:
Отгадайте следующие загадки, мысленно представив объект как единое целое по его отдельным признакам.
а) Без языка живет, не ест и не пьёт, а говорит и поёт.
б) На что ни взглянет этот глаз — всё на картинке передаст.
в) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
г) Моря есть — плавать нельзя, дороги есть — ехать нельзя, земля есть — пахать нельзя. Что это?
д) Выходили двенадцать молодцев, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. Что это?
Светлана Задиран