Урок с использованием интерактивной доски
по информатике в 5 классе
Тема: Передача информации
Тип урока: Изучение нового материала
Программа: «Программы общеобразовательных учреждений. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г/»
Цель урока: дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации, познакомить со схемой передачи информации.
Задачи урока:
Образовательная:
- изучить и закрепить основные понятия: источник, приемник информации, канал связи, помехи;
- сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества;
Развивающая:
- развить навыки использования интерактивной доски;
- развить навыки ввода предложений в программе Блокнот;
- развитие логического мышления, расширение кругозора.
Воспитательная:
- воспитание информационной культуры учеников.
Тип урока: изучение нового материала.
- Учебник Л.Л. Босовой Информатика 5 класс;
- Рабочие тетради;
- Проектор;
- Интерактивная доска;
- Презентация “Передача информации. Средства связи”;
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует? Тема нашего урока: «Передача информации». Но, сначала, давайте вспомним, чем занимались на прошлых уроках.
II. Актуализация знаний.
Опрашиваются учащиеся сначала устно, потом письменно с помощью интерактивной доски
-Вспомним (Слайд 1)
III. Объяснение нового материала. (с помощью презентации)
— Откроем тетради, запишем число и тему сегодняшнего урока «Передача информации» (Слайд 2)
-Итак, передача информации – физический процесс, по средствам которого осуществляется перемещение информации в пространстве. Запишите определение в тетрадь и зарисуйте схему передачи информации (Слайда 3).
(Записывают в тетрадь определение и зарисовать схему передачи информации).
— Понятие “передача информации” предполагает наличие, по крайней мере, двух объектов – источника информации и ее потребителя, приёмника информации. Также для передачи информации необходимо наличие среды (канала связи). Очень важно, чтобы передача информации осуществлялась быстро и без искажений. Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с приёмом и передачей информации. Приведите примеры передачи информации.
(Дети приводят примеры: передача информации происходит при чтении книг, просмотре телепрограмм)
-Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с передачей информации.
Ситуация 1. При переходе дороги на регулируемом перекрёстке вы (приёмник информации) воспринимаете зелёный сигнал светофора (источника информации) как разрешение перейти дорогу. В этом случае информация передаётся в одну сторону, но бывают такие ситуации, когда происходит взаимный обмен информацией.
Ситуация 2. Играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру с помощью клавиатуры или мыши некоторые управляющие команды.
Ситуация 3. В свою очередь, компьютер принимает и обрабатывает ваши команды, отображая результат обработки на экране дисплея. Этот взаимный обмен информацией происходит на протяжении всей игры. В случае просмотра телепередачи всей семьёй источник информации один (телепередача), а приёмников несколько (члены семьи).
-Для того, чтобы передавать информацию на большие расстояния человек использует различные средства связи. Запишем в тетрадь определение (Слайд 4)
(Записывают в тетрадь определение)
-Посмотрим как передавали информацию в прошлом (Слайд 5-8)
-Сделаем небольшую паузу! Встали на физминутку. (Слайд 9)
-А вот какие научные открытия сделали, связанные со средствами передачи информации (Слайд 10-16)
(Презентация к уроку)
IV. Закрепление полученных знаний. (Закрепление полученных знаний осуществляется с помощью интерактивной доски)
V. Подведение итогов урока.
Выслушиваются мнения учеников.
-Сегодня на уроке вы узнали, что если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник, а также, что в процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. А ещё вы познакомились с историей развития средств связи.
VI. Домашнее задание.
§ 1.5, вопросы 1-4 учебника (стр.23);
Горбачева Любовь