Понятие как форма мышления.

Понятие как форма мышления.
Понятие как форма мышления.

По­знать за­ко­ны окру­жа­ю­ще­го мира, по­стро­ить планы на бу­ду­щее, сде­лать про­гноз по­го­ды или на­уч­ные от­кры­тия нам по­мо­га­ет мыш­ле­ние.

 

На этом уроке будут рас­смот­ре­ны во­про­сы:

1.      Что такое объ­ект?

2.      Какие бы­ва­ют при­зна­ки объ­ек­та?

3.      Что такое по­ня­тие?

4.      Как вы­ра­жа­ют­ся по­ня­тия?

На страницу урока →

Объект :

Нас окру­жа­ет мно­же­ство объ­ек­тов. Объ­ект – это любой оду­шев­лен­ный или неоду­шев­лен­ный пред­мет, яв­ле­ние или со­бы­тие. Объ­ек­ты (рис. 1) – это вещи, про­цес­сы, яв­ле­ния, люди, жи­вот­ные.

Признаки объекта

Признаки объекта состоят из:

· Свойств (зеленый, круглый, сладкий, большой);

· Отношений (больше, громче, короче).

Признаки объекта делятся на:

· Существенные;

· Несущественные.

 

Свой­ства объ­ек­та

 

Объ­ек­ты раз­ли­ча­ют по их свой­ствам – форме, цвету, раз­ме­ру, вкусу, за­па­ху, на­зна­че­нию и так далее. Свой­ства объ­ек­та вос­при­ни­ма­ют­ся с по­мо­щью ор­га­нов чувств.

Ощу­ще­ние, по­лу­чен­ное, на­при­мер, гла­за­ми, – это зри­тель­ный сиг­нал. Мы го­во­рим: объ­ект свет­лый, бле­стя­щий, круг­лый, боль­шой, зе­ле­ный.

Ухом мы вос­при­ни­ма­ем слу­хо­вой сиг­нал, о ко­то­ром го­во­рим: гром­кий, ше­ле­стя­щий, звон­кий.

Кожей мы вос­при­ни­ма­ем так­тиль­ный сиг­нал (мок­рый, хо­лод­ный, глад­кий).

Носом – обо­ня­тель­ный сиг­нал (све­жий, рез­кий, при­ят­ный).

Язы­ком – вку­со­вой сиг­нал (горь­кий, со­ле­ный, слад­кий).

 

 

Свой­ства имеют не толь­ко пред­ме­ты и живые су­ще­ства, но и объ­ек­ты, не яв­ля­ю­щи­е­ся ими, но обо­зна­ча­е­мые име­нем су­ще­стви­тель­ным.

На­при­мер, лю­бовь может иметь такие свой­ства: боль­шая, вер­ная, бес­ко­рыст­ная.

Ра­дость может быть бур­ной, ис­крен­ней, бег – стре­ми­тель­ным, быст­рым, а доб­ро­та – под­лин­ной.

Пред­ло­же­ние тоже имеет свои свой­ства: «вы­ра­жать за­кон­чен­ную мысль», «быть во­про­си­тель­ным», «быть вос­кли­ца­тель­ным», «быть про­стым» или «быть слож­ным».

От­но­ше­ния между объ­ек­та­ми

 

От­но­ше­ния между объ­ек­та­ми опре­де­ля­ют связи между объ­ек­та­ми.

 

От­но­ше­ния могут быть про­стран­ствен­ны­ми:

 

Боль­ше – мень­ше

Даль­ше – ближе

 

От­но­ше­ния могут быть по­ряд­ко­вые:

 

Пер­вый – по­след­ний

Впе­ре­ди – сзади

 

От­но­ше­ния могут быть при­чин­но-след­ствен­ные:

Идет дождь – на улице мокро

 

Род­ствен­ные от­но­ше­ния:

Брат – сест­ра

Отец – сын

 

Сим­мет­рич­ные от­но­ше­ния:

При­тя­же­ние между Зем­лей и Луной

Кол­ле­ги на ра­бо­те

Сест­ры между собой

 

Несим­мет­рич­ные от­но­ше­ния:

На­чаль­ник – под­чи­нен­ный

Учи­тель – уче­ник

 

От­но­ше­ние «целое – часть»:

Ветка – часть де­ре­ва

Рука – часть тела

Лист – часть тет­ра­ди

 

От­но­ше­ния «про­ти­во­по­лож­но­сти»:

Ве­се­лый – груст­ный

Чер­ное – белое

Доб­рый – злой

Рас­смот­рим при­ме­ры су­ще­ствен­ных и несу­ще­ствен­ных при­зна­ков объ­ек­та на при­ме­ре двух де­ре­вьев – дуба и бе­ре­зы.

       

Су­ще­ствен­ные при­зна­ки объ­ек­та:

·         Цвет и форма ство­ла;

·         Цвет и форма ли­стьев.

 

Несу­ще­ствен­ные при­зна­ки объ­ек­та:

·         Воз­раст;

·         Вы­со­та;

·         Ме­сто­рас­по­ло­же­ние.

По таким при­зна­кам мы от­ли­ча­ем один объ­ект от дру­го­го.

Понятие 

Понятие

Совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов отражается в понятии.

Омо­ни­мы

 

Су­ще­ству­ют слова омо­ни­мы – слова, име­ю­щие раз­лич­ные зна­че­ния, вы­ра­жа­ю­щие раз­ные по­ня­тия, но оди­на­ко­во зву­ча­щие.

На­при­мер: лист (лист бу­ма­ги и лист де­ре­ва)

 

        

Си­но­ни­мы

 

Си­но­ни­мы – слова, ко­то­рые вы­ра­жа­ют одно и то же по­ня­тие, но зву­чат раз­лич­но.

На­при­мер: вождь – фельд­мар­шал, глава, гла­варь, вожак, ата­ман, пра­ви­тель, ру­ко­во­ди­тель; еда – блюдо, пор­ция, ра­ци­он, обед, зав­трак, пол­дник, ужин, за­кус­ка.

 

Сло­ва­ми мы поль­зу­ем­ся, когда го­во­рим, по­ня­ти­я­ми – когда ду­ма­ем, по­это­му го­во­рят, что по­ня­тие – это форма мыш­ле­ния.

Вопросы:

1. С по­мо­щью чего можно опи­сать любой объ­ект ре­аль­ной дей­стви­тель­но­сти?

 

 

 

2. Какие при­зна­ки счи­та­ют­ся су­ще­ствен­ны­ми?

3. Что такое по­ня­тие?

 

4.       Чем от­ли­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щий объ­ект от по­ня­тия?

Литература:

Бо­со­ва Л.Л. Ин­фор­ма­ти­ка и ИКТ: Учеб­ник для 6 клас­са. – М.: БИНОМ. Ла­бо­ра­то­рия зна­ний, 2012

Опубликовано: 17.12.2017 г.